Выпуск Wayland-Protocols 1.31

Опубликован выпуск пакета wayland-protocols 1.31, содержащего набор протоколов и расширений, дополняющих возможности базового протокола Wayland и предоставляющих возможности, необходимые для построения композитных серверов и пользовательских окружений.

Все протоколы последовательно проходят три фазы — разработка, тестирование и стабилизация. После завершения стадии разработки (категория «unstable«) протокол помещается в ветку «staging» и официально включается в состав набора wayland-protocols, а после завершения тестирования перемещается в категорию стабильных. Протоколы из категории «staging» уже можно применять в композитных серверах и клиентах, где требуется связанная с ними функциональность. В отличие от категории «unstable» в «staging» запрещено внесение изменений, нарушающих совместимость, но в случае выявление проблем и недоработок в ходе тестирования, не исключается замена новой значительной версией протокола или другим Wayland-расширением.

Новая версия опубликована спустя неделю после выпуска Wayland-Protocols 1.30, в котором была добавлена поддержка протокола tearing-control для отключения вертикальной синхронизации. В версии 1.31 в категорию «staging» добавлен протокол fractional-scale, при помощи которого композитный менеджер может передавать нецелые значения масштабирования поверхностей, что позволяет клиенту определять более точный размер буферов для объектов wp_viewport, по сравнению с передачей округлённых сведений о масштабе. Реализации протокола fractional-scale подготовлены для
wlroots, KWin и glfw.

В настоящее время в состав wayland-protocols входят следующие стабильные протоколы, в которых обеспечивается обратная совместимость:

  • «viewporter» — позволяет клиенту выполнять действия по масштабированию и обрезанию краёв поверхности на стороне сервера.
  • «presentation-time» — обеспечивает отображение видео.
  • «xdg-shell» — интерфейс создания и взаимодействия с поверхностями как с окнами, что позволяет их передвигать по экрану, сворачивать, разворачивать, изменять размер и т.д.

Протоколы, тестируемые в ветке «staging«:

  • drm-lease — предоставляет ресурсы, необходимые для формирования стереокартинки с разными буферами для левого и правого глаза при выводе на шлемы виртуальной реальности.
  • «ext-session-lock» — определяет средства блокировки сеанса, например, во время работы хранителя экрана или вывода диалога аутентификации.
  • «single-pixel-buffer» — позволяет создавать однопиксельные буферы, включающие четыре 32-разрядных значения RGBA.
  • «xdg-activation» — позволяет передать фокус между разными поверхностями первого уровня (например, при помощи
    xdg-activation одно приложение может переключить фокус на другое).

  • content-type — позволяет клиентам передать композитному серверу сведения об отображаемом содержимом, которые могут использоваться для оптимизации поведения с учётом содержимого, например, выставлении специфичных DRM-свойств, таких как «content type». Заявлена поддержка следующих типов контента: none (нет сведений о типе данных), photo (вывод цифровых фото, требующий минимальной обработки), video (видео или анимация, требуется более точная синхронизация, чтобы исключить подтормаживания) и game (запуск игр, требуется вывод с минимальной задержкой).
  • ext-idle-notify — даёт возможность композитным серверам передавать клиентам уведомления о неактивности пользователя, что может использоваться для активации дополнительных режимов энергосбережения после определённого времени неактивности.
  • tearing-control — позволяет отключить в полноэкранных приложениях вертикальную синхронизацию (VSync) с кадровым гасящим импульсом, применяемую для защиты от появления разрывов при выводе (tearing). В мультимедийных приложениях появление артефактов из-за разрывов является нежелательным эффектом, но в игровых программах с артефактами можно смириться, если борьба с ними приводит к дополнительным задержкам.

Протоколы, разрабатываемые в ветке «unstable«:

  • «fullscreen-shell» — управление работой в полноэкранном режиме.
  • «input-method» — обработка методов ввода.
  • «idle-inhibit» — блокировка запуска скринсейвера (экранной заставки).
  • «input-timestamps» — временные метки для событий ввода.
  • «keyboard-shortcuts-inhibit» — управление прикреплением клавиатурных комбинаций и горячих клавиш.
  • «linux-dmabuf» — совместное использование нескольких видеокарт при помощи технологии dma-buf.
  • «linux-explicit-synchronization» — специфичный для Linux механизм синхронизации буферов в привязке к поверхности.
  • «pointer-gestures» — управление с сенсорных экранов.
  • «pointer constraints» — ограничения указателей (блокировка).
  • «primary-selection» — по аналогии с X11 обеспечивает работу первичного буфера обмена (primary selection), вставка информации из которого обычно осуществляется средней кнопкой мыши.
  • «relative pointer events» — относительные события указателей.
  • «tablet» — поддержка ввода с планшетов.
  • «text-input» — организация ввода текста.
  • «xdg-foreign» — интерфейс взаимодействия с поверхностями «соседнего» клиента.
  • «xdg-decoration» — отрисовка декораций окон на стороне сервера.
  • «xdg-output» — дополнительные сведения о видеовыходе (используется для дробного масштабирования).
  • «xwayland-keyboard-grab» — захват ввода в приложениях XWayland.
  • Источник: http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=58225