Выпуск языка программирования Rust 0.12, развиваемого проектом Mozilla

В преддверии начала подготовки стабильного выпуска языка программирования Rust 1.0, переход к бета-тестированию которого ожидается в конце года, представлен очередной экспериментальный выпуск Rust 0.12.0, продолжающий развитие функциональности и оттачивание языковых конструкций.

Язык Rust развивается проектом Mozilla и сфокусирован на безопасной работе с памятью и обеспечении высокого параллелизма выполнения заданий (возможность порождать тысячи и даже миллионы подпроцессов). Исходные тексты проекта распространяются под лицензией MIT. Параллельно с Rust совместно с компанией Samsung развивается экспериментальный браузерный движок Servo, написанный на языке Rust и отличающийся поддержкой многопоточного рендеринга web-страниц и распараллеливанием операций с DOM (Document Object Model).

По структуре язык Rust напоминает C++, но существенно отличается в некоторых деталях реализации синтаксиса и семантики, а также ориентацией на блочную организацию структуры кода, которая позволяет реализовать задачи в виде легковесных сопрограмм. Автоматическое управление памятью избавляет разработчика от манипулирования указателями и защищает от проблем, возникающих из-за низкоуровневой работы с памятью, таких как обращение к области памяти после её освобождения, разыменование нулевых указателей, выход за границы буфера и т.п. Rust поддерживает смесь императивных процедурных и объектно-ориентированных методов с такими парадигмами, как функциональное программирование и модель акторов, а также обобщённое программирование и метапрограммирование, в статических и динамических стилях.

С момента прошлого выпуска внесено около 1900 изменений, среди которых:

  • Большое внимание уделено подготовке документации. Полностью переписано руководство разработчика (The Rust Guide);
  • Продолжено развитие пакетного менеджера Cargo, который в некоторых ситуациях уже вполне доведён до готовности;
  • Переписаны и приведены в соответствие к требованиям по написанию кода реализации многих API в области std;
  • Вторичные библиотеки вынесены из основного дерева исходных текстов и теперь должны быть установлены через пакетный менеджер Cargo. Среди таких библиотек: uuid, semver, glob, num, hexfloat, fourcc;
  • Возможность определения lifetime-аннотаций в определении функции;
  • Поддержка работы в 64-разрядных версиях Windows;
  • В компиляторе rustc реализована эксперментальная поддержка распараллеливания при указания опции «-C codegen-units»;
  • Практически доведена до готовности реализация типов с динамически изменяемым размером (Dynamically-sized), для управления данными типами представлено новое свойство «Sized»;
  • Свойство «Share» переименовано в «Sync» для избежания ассоциаций с типом «shared reference»;
  • Добавлено новое ключевое слово «move» для индикации замыканий, захватывающих значения;
  • Добавлено новый более эффективный тип замыканий — «unboxed closures»;
  • Для переименования выражений теперь следует использовать «use foo as bar» вместо «use bar = foo», а также «extern crate foo as bar» вместо «extern crate bar = foo»;
  • Изменён синтаксис (например, «[0..4]», «[a, b, c..]») определения блоков в «Slice» и «SliceMut». Для определения входящих диапазонов теперь следует использовать три точки вместо двух, т.е. «0…4» вместо «0..4»;
  • Расширены возможности стандартной библиотеки. Переработаны библиотеки Bit-vectors, collections::bitv и collections::btree. Проведена оптимизация в работе компонентов, связанных с вводом/выводом.

Базовые возможности языка:

  • Ориентация на безопасность:
    • Аккуратная работа с памятью — никаких нулевых и потерянных указателей. Автоматическое управление памятью;
    • Контроль изменчивости. Объекты неизменяемы (Immutable) по умолчанию;
    • Безопасность динамического выполнения: обработка сбоев, исключения, ведение лога, RAII / dtors;
    • Typestate: возможность определения сложных инвариантов, контролирующих структуры данных.
  • Ориентация на параллельность и эффективность кода:
    • Явный контроль памяти, контролирование схемы распределения памяти;
    • Крайне лёгкие задачи, формируемые в виде сопрограмм. Лёгкость в порождении тысяч и миллионов подпроцессов;
    • Итераторы в стэке (фактически лямбда-блоки без распределения кучи);
    • Статическая, нативная компиляция с созданием исполняемых файлов ELF, PE, Mach-o;
    • Прямой и простой интерфейс для кода на языке Си;
  • Ориентация на практическое применение:
    • Мультипарадигмальный, функциональный, императивно-процедурный, объектно-ориентированный, поддерживающий параллельную actor-модель;
    • Функции высшего порядка с биндингами;
    • Нет номинальных типов или иерархии типов;
    • Мультиплатформенный, поддерживается Windows, Linux, Mac OS X, *BSD;
    • Хранение строк в UTF-8, разнообразие низкоуровневых типов;
    • Работает с существующими нативными наборами инструментов: GDB, Valgrind, Shark и т.д.;
    • Практическая возможность нарушения правил: возможность игнорирования правил безопасности, если чётко указано, когда и как их нарушать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.