Использование датчиков движения смартфона для прослушивания разговоров

Группа исследователей из пяти американских университетов разработала технику атаки по сторонним каналам EarSpy, позволяющую организовать прослушивание ведущихся на телефоне разговоров, через анализ информации от датчиков движения. Метод основан на том, что современные смартфоны комплектуются достаточно чувствительными акселерометром и гироскопом, которые реагируют и на колебания, наводимые маломощным громкоговорителем устройства, применяемым при общении без громкой связи. Используя методы машинного обучения исследователем удалось на основе полученной от датчиков движения информации частично восстановить звучащую на устройстве речь и определить пол говорившего. Ранее считалось, что атаки по сторонним каналам c привлечением датчиков движения могут быть осуществлены только при использовании мощных динамиков, применяемых для громкой связи, … Читать далее Использование датчиков движения смартфона для прослушивания разговоров

Опубликован Codon, компилятор для языка Python

Стартап Exaloop опубликовал код проекта Codon, развивающего компилятор для языка Python, способный генерировать на выходе чистый машинный код, не привязанный к Python runtime. Компилятор развивается авторами Python-подобного языка Seq и позиционируется как продолжение его развития. Проектом также предлагается собственный runtime для исполняемых файлов и библиотека функций, заменяющая библиотечные вызовы на языке Python. Исходные тексты компилятора, runtime и стандартной библиотеки написаны с использованием языков C++ (с привлечением наработок из LLVM) и Python, и распространяются под лицензией BSL (Business Source License). Лицензия BSL была предложена сооснователями MySQL в качестве альтернативы модели Open Core. Суть BSL в том, что код расширенной функциональности изначально … Читать далее Опубликован Codon, компилятор для языка Python

Доступен ShellCheck 0.9, статический анализатор для shell-скриптов

Опубликован выпуск проекта ShellCheck 0.9, развивающего систему статического анализа shell-скриптов, поддерживающую выявление ошибок в скриптах с учётом особенностей bash, sh, ksh и dash. Код проекта написан на языке Haskell и распространяется под лицензией GPLv3. Предоставляются компоненты для интеграции с Vim, Emacs, VSCode, Sublime, Atom и различными интегрированными средами, поддерживающими GCC-совместимый вывод сведений об ошибках. Поддерживается выявление в коде как синтаксических ошибок, приводящих к выводу интерпретатором ошибки в момент выполнения, так и семантических проблем, из-за которых выполнение не нарушается, но возникают аномалии в поведении скрипта. Анализатор также может определять узкие места, неочевидные проблемы и подводные камни, которые могут приводить к сбоям … Читать далее Доступен ShellCheck 0.9, статический анализатор для shell-скриптов

Опубликованы дистрибутивы AV Linux MX 21.2, MXDE-EFL 21.2 и Daphile 22.12

Доступен дистрибутив AV Linux MX 21.2, содержащий подборку приложений для создания/обработки мультимедийного контента. Дистрибутив собран из исходных текстов с использованием инструментария, применяемого для сборки MX Linux, и дополнительных пакетов собственной сборки (Polyphone, Shuriken, Simple Screen Recorder и т.п.). AV Linux может функционировать в Live-режиме и доступен для архитектуры x86_64 (3.9 ГБ). Пользовательское окружение основано на Xfce4. В поставку входят звуковые редакторы Ardour, ArdourVST, Harrison, Mixbus, система 3D-проектирования Blender, редакторы видео Cinelerra, Openshot, LiVES и инструменты для преобразования мультимедийных форматов файлов. Для коммутации звуковых устройств предлагается JACK Audio Connection Kit (используется JACK1/Qjackctl, а не JACK2/Cadence). Дистрибутив снабжён подробным иллюстрированным руководством (PDF, … Читать далее Опубликованы дистрибутивы AV Linux MX 21.2, MXDE-EFL 21.2 и Daphile 22.12

Google опубликовал библиотеку Magritte для скрытия лиц на видео и фотографиях

Компания Google представила библиотеку magritte, предназначенную для автоматического скрытия лиц на фотографиях и видео, например, для обеспечения требований по сохранению конфиденциальности людей, случайно попавших в кадр. Скрытие лиц имеет смысл при формировании коллекций изображений и видео, передаваемых для анализа сторонним исследователям или размещаемым публично (например, при публикации панорам и фотографий в Google Maps или при обмене данными для тренировки систем машинного обучения). Библиотека использует методы машинного обучения для выявления объектов в кадре и оформлена как надстройка над фреймворком MediaPipe, который использует TensorFlow. Код написан на языке С++ и распространяется под лицензией Apache 2.0. Библиотека отличается низким потреблением процессорных ресусров и … Читать далее Google опубликовал библиотеку Magritte для скрытия лиц на видео и фотографиях

Выпуск видеоредактора Shotcut 22.12

Доступен релиз видеоредактора Shotcut 22.12, который развивается автором проекта MLT и использует данный фреймворк для организации редактирования видео. Поддержка форматов видео и звука реализована через FFmpeg. Возможно использование плагинов с реализацией видео и аудио эффектов, совместимых с Frei0r и LADSPA. Из особенностей Shotcut можно отметить возможность многотрекового редактирования с компоновкой видео из фрагментов в различных исходных форматах, без необходимости их предварительного импортирования или перекодирования. Имеются встроенные средства для создания скринкастов, обработки изображения с web-камеры и приёма потокового видео. Для построения интерфейса применяется Qt5. Код написан на C++ и распространяется под лицензией GPLv3. Готовые сборки доступны для Linux (AppImage, flatpak и … Читать далее Выпуск видеоредактора Shotcut 22.12

Выпуск языка программирования Ruby 3.2

Состоялся релиз Ruby 3.2.0, динамического объектно-ориентированного языка программирования, отличающегося высокой эффективностью разработки программ и вобравшего в себя лучшие черты Perl, Java, Python, Smalltalk, Eiffel, Ada и Lisp. Код проекта распространяется под лицензиями BSD («2-clause BSDL») и «Ruby», которая ссылается на последний вариант лицензии GPL и полностью совместима с GPLv3. Основные улучшения: Добавлен начальный порт интерпретатора CRuby, компилируемого в промежуточный код WebAssembly для запуската в web-браузере или под управлением обособленных runtime, таких как wasmtime. Для прямого взаимодействия с операционной системой при обособленном запуске используется API WASI (WebAssembly System Interface). Среди прочего предоставлена VFS обвязка поверх WASI, позволяющая упаковывать целиком всё приложение … Читать далее Выпуск языка программирования Ruby 3.2

Четвёртый бета-выпуск операционной системы Haiku R1

После полутора лет разработки опубликован четвёртый бета-выпуск операционной системы Haiku R1. Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS. Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов. ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных … Читать далее Четвёртый бета-выпуск операционной системы Haiku R1

Релиз дистрибутива Manjaro Linux 22.0

Состоялся релиз дистрибутива Manjaro Linux 21.3, построенного на основе Arch Linux и ориентированного на начинающих пользователей. Дистрибутив примечателен наличием упрощённого и дружественного пользователю процесса установки, поддержкой автоматического определения оборудования и установки необходимых для его работы драйверов. Manjaro поставляется в виде live-сборок с графическими окружениями KDE (3.5 ГБ), GNOME (3.3 ГБ) и Xfce (3.2 ГБ). При участии сообщества дополнительно развиваются сборки с Budgie, Cinnamon, Deepin, LXDE, LXQt, MATE и i3. Для управления репозиториями в Manjaro используется собственный инструментарий BoxIt, спроектированный по образу Git. Репозиторий поддерживается по принципу непрерывного включения обновлений (rolling), но новые версии проходят дополнительную стадию стабилизации. Кроме собственного репозитория, … Читать далее Релиз дистрибутива Manjaro Linux 22.0

Выпуск открытого игрового движка VCMI 1.1.0, совместимого с Heroes of Might and Magic III

Доступен выпуск проекта VCMI 1.1, развивающего открытый игровой движок, совместимый с форматом данных, используемым в играх Heroes of Might and Magic III. Важной целью проекта также является поддержка модов, при помощи которых имеется возможность добавлять в игру новые города, героев, монстров, артефакты и заклинания. Исходные тексты распространяются под лицензией GPLv2. Поддерживается работа в Linux, Windows, macOS и Android. В новой версии: Добавлена поддержка платформы iOS. Предоставлена возможность многопользовательской игры в локальной сети или через интернет. Редактор карт переписан с целью реализации многоплатформенности и поддержки модов. Проведена работа по улучшению игрового движка и исправлению ошибок. Добавлена поддержка стрельбы лучами. Реализованы пикторграммы … Читать далее Выпуск открытого игрового движка VCMI 1.1.0, совместимого с Heroes of Might and Magic III

Выпуск сборочной системы Meson 1.0

Опубликован релиз сборочной системы Meson 1.0.0, которая используется для сборки таких проектов, как X.Org Server, Mesa, Lighttpd, systemd, GStreamer, Wayland, GNOME и GTK. Код Meson написан на языке Python и поставляется под лицензией Apache 2.0. Ключевой целью развития Meson является обеспечение высокой скорости сборочного процесса в сочетании с удобством и простотой использования. Вместо утилиты make при сборке по умолчанию применяется инструментарий Ninja, но возможно применение и других бэкендов, таких как xcode и VisualStudio. В систему встроен многоплатформенный обработчик зависимостей, позволяющий использовать Meson для сборки пакетов для дистрибутивов. Правила сборки задаются на упрощённом предметно-ориентированном языке, отличаются хорошей читаемостью и понятны пользователю … Читать далее Выпуск сборочной системы Meson 1.0

Компания Intel опубликовала Xe, новый Linux-драйвер для своих GPU

Компания Intel опубликовала начальную версию нового драйвера для ядра Linux — Xe, предназначенного для использования с интегрированными GPU и дискретными видеокартами на базе архитектуры Intel Xe, которая используется в интегрированной графике начиная с процессоров Tiger Lake и в отдельных видеокартах семейства Arc. В качестве цели разработки драйвера названо предоставление основы для обеспечения поддержки новых чипов, не привязанной к коду для поддержки старых платформ. Также заявлено более активное совместное использование кода Xe с другими компонентами подсистемы DRM (Direct Rendering Manager). Код изначально рассчитан на поддержку различных аппаратных архитектур и доступен для тестирования на системах x86 и ARM. Реализация пока рассматривается как … Читать далее Компания Intel опубликовала Xe, новый Linux-драйвер для своих GPU

Утечка резервных копий с данными пользователей LastPass

Разработчики менеджера паролей LastPass, которым пользуется более 33 млн человек и более 100 тысяч компаний, уведомили пользователей об инциденте, в результате которого атакующим удалось получить доступ к резервным копиям хранилища с данными пользователей сервиса. Данные включали такие сведения, как имя, адрес, email, телефон и IP-адреса с которых был вход в сервис, а также сохранённые в менеджере паролей незашифрованные имена сайтов и сохранённые зашифрованные пароли к ним. Для защиты паролей к сайтам использовалось шифрование AES с 256-разрядным ключом, генерируемым с использованием функции PBKDF2 на основе известного только пользователю мастер-пароля, размером минимум 12 символов. Шифрование и расшифровка паролей в LastPass осуществляется только … Читать далее Утечка резервных копий с данными пользователей LastPass

Выпуск пакетного фильтра nftables 1.0.6

Опубликован выпуск пакетного фильтра nftables 1.0.6, унифицирующего интерфейсы фильтрации пакетов для IPv4, IPv6, ARP и сетевых мостов (нацелен на замену iptables, ip6table, arptables и ebtables). В пакет nftables входят компоненты пакетного фильтра, работающие в пространстве пользователя, в то время как на уровне ядра работу обеспечивает подсистема nf_tables, входящая в состав ядра Linux начиная с выпуска 3.13. На уровне ядра предоставляется лишь общий интерфейс, не зависящий от конкретного протокола и предоставляющий базовые функции извлечения данных из пакетов, выполнения операций с данными и управления потоком. Непосредственно правила фильтрации и специфичные для протоколов обработчики компилируются в байткод в пространстве пользователя, после чего данный … Читать далее Выпуск пакетного фильтра nftables 1.0.6

Уязвимость в модуле ksmbd ядра Linux, позволяющая удалённо выполнить свой код

В модуле ksmbd, включающем встроенную в ядро Linux реализацию файлового сервера на базе протокола SMB, выявлена критическая уязвимость, позволяющая удалённо добиться выполнения своего кода с правами ядра. Атака может быть проведена без аутентификации, достаточно чтобы на системе был активирован модуль ksmbd. Проблема проявляется начиная с ядра 5.15, выпущенного в ноябре 2021 года, и без лишней огласки устранена в обновлениях 5.15.61, 5.18.18 и 5.19.2, сформированных в августе 2022 года. Так как CVE-идентификатор проблеме ещё не присвоен, точной информации об устранении проблемы в дистрибутивах ещё нет. Детали об эксплуатации уязвимости пока не раскрываются, известно только то, что уязвимость вызвана обращением к уже … Читать далее Уязвимость в модуле ksmbd ядра Linux, позволяющая удалённо выполнить свой код

Ошибка в прошивке клавиатуры Corsair K100, напоминающая кейлоггер

Компания Corsair отреагировала на проблемы в игровых клавиатурах Corsair K100, которые были восприняты многими пользователями как свидетельство наличие встроенного кейлоггера, сохраняющего введённые пользователем последовательности нажатий. Суть проблемы в том, что пользователи указанной модели клавиатуры сталкивались с ситуацией, когда в непредсказуемое время клавиатура повторно выдавала последовательности, введённые когда-то ранее. При этом, текст повторно автоматически набирался спустя несколько дней или недель, а иногда выдавались достаточно длительные последовательности, остановить вывод которых удавалось только отключив клавиатуру. Изначально, предполагалось, что проблема вызвана наличием вредоносного ПО на системах пользователей, но позднее было показано, что эффект специфичен для обладателей клавиатуры Corsair K100 и проявляется в созданных для … Читать далее Ошибка в прошивке клавиатуры Corsair K100, напоминающая кейлоггер

Уязвимость в systemd-coredump, позволяющая определить содержимое памяти suid-программ

В компоненте systemd-coredump, обеспечивающем обработку core-файлов, генерируемых после аварийного завершения процессов, выявлена уязвимость (CVE-2022-4415), позволяющая непривилегированному локальному пользователю определить содержимое памяти привилегированных процессов, запущенных с флагом suid root. Проблема проявляется в конфигурации по умолчанию таких дистрибутивов, как openSUSE, Arch, Debian, Fedora и SLES. Уязвимость вызвана отсутствием корректной обработки sysctl-параметра fs.suid_dumpable в systemd-coredump, который при выставленном по умолчанию значении 2 разрешает генерацию core-дампов для процессов с флагом suid. Подразумевается, что на записываемые ядром core-файлы suid-процессов должны выставляться права доступа, разрешающие чтение только пользователю root. Утилита systemd-coredump, которая вызывается ядром для сохранения core-файлов, сохраняет core-файл под идентификатором root, но дополнительно предоставляет доступ … Читать далее Уязвимость в systemd-coredump, позволяющая определить содержимое памяти suid-программ

Релиз оконного менеджера IceWM 3.3.0

Доступен выпуск легковесного оконного менеджера IceWM 3.3.0. IceWM предоставляет полноценное управление через клавиатурные комбинации, возможность использования виртуальных рабочих столов, панели задач и меню-приложений. Оконный менеджер настраивается через достаточно простой файл конфигурации, возможно использование тем оформления. Поддерживается объединение окон в форме вкладок. Доступны встроенные апплеты для мониторинга CPU, памяти, трафика. Отдельно развивается несколько сторонних GUI для настройки, реализаций рабочего стола и редакторов меню. Код написан на языке С++ и распространяется под лицензией GPLv2. В новой версии: Реализована поддержка вкладок в механизме группировки задач. Добавлена настройка ToolTipIcon для выбора пиктограммы, показываемой во всплывающих подсказках. Реализована возможность использования библиотеки nanosvg вместо librsvg (configure … Читать далее Релиз оконного менеджера IceWM 3.3.0

Выпуск дистрибутива Steam OS 3.4, используемого на игровой консоли Steam Deck

Компания Valve представила обновление операционной системы Steam OS 3.4, поставляемой в игровой консоли Steam Deck. Steam OS 3 основана на Arch Linux, использует для ускорения запуска игр композитный сервер Gamescope на базе протокола Wayland, поставляется с доступной только на чтение корневой ФС, применяет атомарный механизм установки обновлений, поддерживает пакеты Flatpak, использует мультимедийный сервер PipeWire и предоставляет два режима работы интерфейса (оболочка Steam и рабочий стол KDE Plasma). Обновления доступны только для Steam Deck, но энтузиастами развивается неофициальная сборка holoiso, адаптированная для установки на обычные компьютеры (в будущем сборки для ПК обещает подготовить и компания Valve). Среди изменений: Осуществлена синхронизация со … Читать далее Выпуск дистрибутива Steam OS 3.4, используемого на игровой консоли Steam Deck

Выпуск открытого движка Heroes of Might and Magic 2 — fheroes2 — 1.0

Доступен выпуск проекта fheroes2 1.0, который воссоздает движок игры Heroes of Might and Magic II с нуля. Код проекта написан на C++ и распространяется под лицензией GPLv2. Для запуска игры требуются файлы с игровыми ресурсами, которые можно получить, например, из демо-версии Heroes of Might and Magic II или из оригинальной игры. Основные изменения: Улучшена и оптимизирована отрисовка карты приключений. Подготовлена версия для платформы Android с управлением через сенсорный экран и полноценными игровыми возможностями. Реализована оригинальная анимация удачи в виде радуги, а также налажена анимация катапульты и существ в бою. Для героев ИИ добавлена роль разведчика и исправлены некоторые ошибки в … Читать далее Выпуск открытого движка Heroes of Might and Magic 2 — fheroes2 — 1.0

Второй прототип платформы ALP, идущей на смену SUSE Linux Enterprise

Компания SUSE опубликовала второй прототип платформы ALP «Punta Baretti» (Adaptable Linux Platform), позиционируемой как продолжение развития дистрибутива SUSE Linux Enterprise. Ключевым отличием ALP является разделение базовой основы дистрибутива на две части: урезанную «host OS» для работы поверх оборудования и слой для поддержки приложений, ориентированный на запуск в контейнерах и виртуальных машинах. Сборки подготовлены для архитектуры x86_64. ALP изначально развивается с использованием открытого процесса разработки, при котором промежуточные сборки и результаты тестирования публично доступны всем желающим. Архитектура ALP основана на развитии в «host OS» окружения, минимально необходимого для поддержки и управления оборудованием. Все приложения и компоненты пространства пользователя предлагается запускать не … Читать далее Второй прототип платформы ALP, идущей на смену SUSE Linux Enterprise