Выпуск компилятора языка D 2.111

Опубликован релиз DMD 2.111, эталонного компилятора для языка D. Код компилятора распространяется под свободной лицензией BSL (Boost Software License). Поддерживаются системы Linux, Windows, macOS и FreeBSD.

Язык D использует статическую типизацию, обладает синтаксисом, схожим с C/C++, и обеспечивает производительность компилируемых языков. Язык D также заимствует некоторые возможности динамических языков, полезные для повышения эффективности разработки и обеспечения безопасности. Например, имеется поддержка: ассоциативных массивов, косвенного определения типов, автоматического управления памятью, средств параллельного программирования, шаблонов, компонентов для метапрограммирования. Опционально доступен сборщик мусора. В программах на языке D можно использовать библиотеки на языке C, а также некоторые библиотеки на C++ и Objective-C.

Выпуск включает изменения за более чем полугодовой период, не вошедшие в релиз 2.110, который скорее являлся корректирующим и содержащим только исправления.
Среди изменений в выпуске 2.111:

  • Добавлена функция профилирования времени сборки, включаемая через флаг «-ftime-trace» в компиляторе DMD. Компилятор LDC уже обладал этой функцией. Видео с руководством по использовании time-trace.
  • Флаг компилятора «-i» теперь корректно обрабатывает и файлы на языке Си.
  • В шаблонные миксины добавлена возможность использования синтаксиса присваивания:
    
        mixin MyMixinTemplate!(Args) myName; // старый стиль
        mixin myName = MyMixinTemplate!(Args); // новый стиль
    
  • Для методов «extern(Objective-C)» теперь автоматически генерируются селекторы, даже если не указан аттрибут «@selector»:
    
       extern(Objective-C) 
       extern class NSObject {
           static NSObject alloc(); // Generates as "alloc"
           NSObject init(); // Generates as "init"
       }
    
       extern(Objective-C)
       class Fox : NSObject {
           bool fluffy;
    
           @property bool isFluffy() => fluffy; // "isFluffy"
           @property void isFluffy(bool value) { fluffy = value; } // "setFluffy:"
    
           void yip(int a) @selector("bark:") { // "bark:"
               // ...
           }
       
           void doSomething(int a, int b, int c) { // "doSomething:b:c:"
               // ...
           }
       }
    
  • Добавлено placement-выражение «new» для инициализации указанным значением (без GC).
    
       struct S
       {
           float d;
           int i;
           char c;
       }
      ... 
       S s;
       S* p = new (s) S(3.14, 42, 'X'); // place new object into s
    
  • Новое ключевое слово «__rvalue», позволяющее реализовать move-семантику. Использовано для добавления библиотечных примитивов «move» и «forward».
  • Добавлен флаг «-preview=safer», при использовании которого все проверки применяемые в коде «@safe» включаются для всего кода, при этом трудно исправимые части (такие как вызов функций «@system») будут всё ещё разрешены в режиме Safer D.
  • Улучшена поддержка классов данных «ref» и «auto ref», которые теперь могут применяться к локальным, глобальных и статическим переменным. Параметры «auto ref» должны определяться только вместе.
  • Включён вывод ошибок для некоторых возможностей, имеющих статус устаревших. Среди них замена «delete» на «destroy», «проваливания» в многозначных «case», самоинициализация переменных.
  • Укороченный синтаксис для определения методов теперь можно использовать и в конструкторах:
    
       struct Number 
       {
           int x;
    
           void vf(int);
           this(int x) => vf(x);
           this(float x) => this(cast(int) x);
       }
    
  • В runtime добавлены Windows-байндинги к BCrypt.
  • В стандартной библиотеке реализован импорт ODBC 4.0 и расширены методы работы с Unicode, версия которого была увеличена до 16.
  • Новый API для «std.sumtype», где появились три функции «has!T», «get!T» и «tryGet!T».
  • В пакетном менеджере dub исправлена ошибка с «cImportPaths».

Дополнительно можно отметить разработку ряда крупных проектов на языке D:

В области разработки игр (GameDev) развиваются несколько движков: HipremeEngine — кросс-платформенный движок, который помимо основных десктопных систем Windows/Linux/macOS поддерживает iOS/Android/Xbox/WebAssembly/PS Vita. Другой проект — Dagon, продолжает развитие 3D-движка с обширными возможностями графики.

В области графических библиотек, помимо OpenGL, развивается поддержку таких библиотек как SDL (включая 3 и 2 версии) и Sokol. Работа с графическими изображениями (decoding/encoding) развивается в пакете gamut, который умеет работать со множеством форматов. Есть поддержка как классических изображений PNG, JPEG и BMP, так и более современных JPEG-XL, QOI и QOIX.

Для построения графических пользовательских интерфейсов (GUI) сформирована новая экосистема библиотек gID, предоставляющая обвязки к многим библиотекам, основанным на GObject, включая полную поддержку GTK 3/4, Arrow/Parquet и Adw. Примеры и список входящих библиотек можно найти в репозитории. Также набирает популярность декларативный фреймворк Fluid, который подходит для применения в играх.

В области веб-разработки на RISC-V архитектуре продемонстрирована работа фреймворка Serverino. Этот минималистичный и производительный веб-фреймворк без других зависимостей может работать на очень слабых машинах, включая некоторые встраиваемые системы с небольшим объёмом памяти.

Продолжается развитие библиотеки для кукольной 2D-анимации в реальном времени — Inochi2D. Среди недавних новшеств проекта были представлены отдельные библиотеки управления памятью и собственный runtime, которые позволяют использовать многие возможности языка без сборщика мусора.

Источник: http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=63029