Кодек создан путем комбинации лучших технологий из разработанного организацией Xiph.org кодека CELT и открытого компанией Skype кодека SILK. Кроме Skype и Xiph.Org в разработке Opus также приняли участие такие компании, как Mozilla, Octasic, Broadcom и Google. Задействованные в Opus патенты предоставлены участвовавшими в разработке компаниями для неограниченного пользования без выплаты лицензионных отчислений. Все связанные с Opus интеллектуальные права и лицензии на патенты автоматически делегируются для использующих Opus приложений и продуктов, без необходимости дополнительного согласования. Отсутствуют ограничения на область применения и создание альтернативных сторонних реализаций. При этом все предоставленные права отзываются в случае развязывания затрагивающего технологии Opus патентного разбирательства против любого пользователя Opus.
Opus отличается высоким качеством кодирования и минимальной задержкой как при сжатии потокового звука с высоким битрейтом, так и при сжатии голоса в ограниченных по пропускной способности приложениях VoIP-телефонии. Ранее Opus был признан лучшим кодеком при использовании битрейта 64Kbit (Opus обогнал таких конкурентов, как Apple HE-AAC, Nero HE-AAC, Vorbis и AAC LC). Из продуктов, поддерживающих Opus из коробки, можно отметить браузер Firefox, фреймворк GStreamer и пакет FFmpeg.
Основные возможности Opus:
- Битрейт от 5 Кбит/с до 2 Мбит/с;
- Частота дискретизации от 8 до 96KHz;
- Продолжительность кадров от 2.5 до 120 миллисекунд;
- Поддержка постоянного (CBR) и переменного (VBR) битрейтов;
- Поддержка узкополосного и широкополосного звука;
- Поддержка голоса и музыки;
- Поддержка стерео и моно;
- Поддержка динамической настройки битрейта, пропускной способности и размера кадра;
- Возможность восстановления звукового потока в случае потери кадров (PLC);
- Поддержка до 255 каналов (многопоточные кадры)
- Доступность реализаций с использованием арифметики с плавающей и фиксированной запятой.
- Реализован вариант Opus HD для кодирования звука с частотой дискретизации 96 kHz, битрейтом до 2 Мбит/с и полосой пропускания, выходящей за пределы стандартного звукового диапазона 20 кГц.
- Добавлен модуль BWE (wideband-to-fullband) для преобразования представления с широкополосным кодированием (диапазон частот ограничен 8 кГц) в полнополосное представление, охватывающее весь слышимый диапазон (до 20 кГц). Недостающие частоты 8-20 kHz воссоздаются при помощи алгоритма на базе машинного обучения.
- Предложен новый API для кодирования и декодирования звука с целочисленным представлением 24-бит на канал. Новый API может быть полезен для повышения качества звука на платформах, производительности которых недостаточно для кодирования с плавающей запятой или в ситуациях, когда принципиально используется только целочисленное кодирование. Поддержка API с целочисленным 16-бит на канал и кодированием на основе плавающей запятой 32-бит на канал сохранена.
- Значительно улучшена реализация механизма «Deep Redundancy» (DRED), использующего машинное обучение для восстановления фрагментов звука, утраченных из-за потери пакетов.
- Повышена точность кодирования в реализации, использующей арифметику с фиксированной запятой.
- Добавлены оптимизации для архитектуры MIPS.
- Обеспечено определение поддерживаемых CPU x86 инструкций SIMD на платформе OpenBSD.
Источник: http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=64434
